В пресс-конференции приняли участие лидеры многих общественных организаций, а также сотрудники представительства компании «Новартис Фарма Сервисез АГ» в Украине.
Как отметила Валентина Очеретенко, глава правления Союза общественных организаций «Всеукраинская ассоциация защиты прав пациентов «Здоровье нации», под социальным партнерством следует понимать взаимодействие 3 составляющих: государства, бизнеса и общества.
Общественные организации Украины сегодня успешно работают, по крупицам накапливая опыт и оказывая влияние на формирование политики во многих областях, в том числе — и в сфере здравоохранения. Для того чтобы социальное партнерство было наполнено смыслом, необходимо следовать таким принципам: уметь выслушивать друг друга, иметь право голоса, а также возможность идти параллельными дорогами, не толкая друг друга локтями.
В рамках социального партнерства в мире проводятся разнообразные акции, например вовлечение инвалидов в общественную жизнь, помощь бездомным, мероприятия по борьбе с алкогольной зависимостью и т.д. Те, кто возглавляет общественные организации, должны как можно более профессионально работать для того, чтобы реализовывать поставленные цели.
В. Очеретенко поблагодарила компанию «Новартис», которая выступила с инициативой и помогла провести День социального партнерства в Украине. Докладчица также отметила, что это мероприятие поможет подняться еще на одну ступеньку выше в профессиональном менеджменте общественных организаций и говорить о социальном партнерстве в еще более широком смысле.
На протяжении 15 лет традиционно отмечая 21 апреля День социального партнерства, компания «Новартис» празднует также и свой день рождения. Об этом рассказала Марина Симашова, глава представительства «Новартис Фарма Сервисез АГ» в Украине. Эта швейцарская компания основана в 1996 г., когда произошло объединение таких крупных производителей с более чем вековой историей, как «Ciba-Geigy» и «Sandoz».
Как известно, название отражает суть устремлений и деятельности компании. «Новартис» (novae artis) в переводе с латыни означает «новые достижения», потому именно этому девизу следует команда профессионалов, создавая инновационные лекарственные средства, а также расширяя горизонты взаимодействия с общественными организациями.
Основная миссия компании — создавать, разрабатывать и успешно продвигать на рынке принципиально новые препараты для лечения заболеваний, облегчения страданий и продления жизни людей. Специалисты «Новартис» неоднократно совершали революционные открытия в фармакологии, разрабатывая лекарственные средства для лечения большинства социально значимых заболеваний. Препараты корпорации делают возможной пересадку органов, лечение ревматоидного артрита, артериальной гипертензии, онкологических заболеваний, остеопороза, болезни Альцгеймера, Паркинсона, шизофрении и эпилепсии, сахарного диабета, бронхиальной астмы и многих других заболеваний. За разработку таких препаратов, как САНДИММУН® НЕОРАЛ и ГЛИВЕК® компания «Новартис» была удостоена международной премии Галена — высшей награды за выдающиеся достижения в фармацевтике.
Помимо научно-исследовательской деятельности, «Новартис» видит свое предназначение в помощи и укреплении сотрудничества с общественными организациями пациентов, оказывая благотворительную и консультативную помощь в решении вопросов, касающихся их деятельности.
По итогам своей уже 15-летней деятельности в этом направлении «Новартис» была названа компанией № 1 по уровню доверия и надежности, а также по способности глубоко понять и откликнуться на нужды пациентов. Такая высокая оценка была присвоена на основании исследования, проводимого среди 665 организаций пациентов в 47 странах мира. Это убедительно демонстрирует большую работу компании среди организаций пациентов и значимо отличает «Новартис» от любой другой фармацевтической компании в мире.
Уникальным примером сотрудничества «Новартис» и Всеукраинской общественной организации «Ассоциация пациентов с хроническим миелоидным лейкозом «Осанна» является совместное воплощение в жизнь программы «Право жить». Как отметила М. Симашова, основу программы «Право жить» составляет принцип разделенной ответственности между фармацевтической компанией и государством. При этом только в 2009 г. вклад компании «Новартис» в обеспечение лечения пациентов с ХМЛ препаратом ГЛИВЕК® составил 19,8 млн дол. США, что позволило достичь ремиссии у большинства больных.
Этот подход позволяет, с одной стороны, обеспечить пациентов высокоэффективным лечением, а с другой — снизить денежные затраты государства.
Наше партнерство не ограничивается только предоставлением медикаментов. Компания видит свою цель в активном сотрудничестве с общественными организациями пациентов в Украине и осуществлении проектов, нацеленных на улучшение качества жизни и социальную адаптацию больных. Социальное партнерство может быть обозначено как действенный механизм развития здравоохранения в Украине.
Подробнее о программе «Право жить» рассказал Виктор Писаренко, председатель Всеукраинской общественной организации «Ассоциация пациентов с хроническим миелоидным лейкозом «Осанна», которая была создана при поддержке компании «Новартис» в 2005 г. Благодаря успешной реализации этого проекта около 560 пациентов с ХМЛ (средний возраст — 40 лет) обеспечены высокоэффективным лечением.
Как отметил В. Писаренко, это позволяет больным вернуться к полноценной жизни и продолжать заниматься трудовой деятельностью, о чем ему известно по собственному опыту. Воплощение в жизнь программы «Право жить» — яркий пример того, что любую проблему можно решить, объединив усилия. При этом партнерство с компанией «Новартис» не ограничивается предоставлением препарата: это проведение дорогостоящей диагностики, обеспечивающей контроль за состоянием пациентов с ХМЛ, а также содействие в организации образовательных программ для врачей и больных (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 39 (710) от 05.10.2009 г.).
Также В. Писаренко рассказал о создании Международной ассоциации пациентов с ХМЛ и выразил благодарность компании «Новартис», совместно с которой удается найти решение такой сложной проблемы, как обеспечение больных высокоэффективным лекарственным средством.
На правовых аспектах деятельности общественных организаций остановился Андрей Горбатенко, старший юрист юридической компании «ПРАВОВОЙ АЛЬЯНС». Общественная организация — это объединение граждан для удовлетворения и защиты своих законных социальных, экономических, творческих, национально-культурных и других общих интересов. Учредителями общественных организаций могут быть граждане Украины или других государств, а также лица, не имеющие гражданства, которые достигли 18 лет (молодежных и детских организаций — 15 лет).
Ассоциации пациентов, как правило, связаны с благотворительностью — получением и предоставлением благотворительной помощи в виде имущества/средств. Вот почему важно понимать, что подразумевается под благотворительностью с правовой точки зрения — это добровольное бескорыстное пожертвование физических или юридических лиц по предоставлению приобретателю материальной, финансовой, организационной и другой благотворительной помощи.
Согласно п. 7.11 ст. 7 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от налогов освобождаются доходы неприбыльных организаций (к которым относятся общественные организации, созданные с оздоровительной целью), полученные в виде:
Однако неприбыльная организация обязана выплатить налог на прибыль в случае получения дохода из других источников. От НДС освобождается предоставление благотворительной помощи, а именно — бесплатная передача товаров (работ, услуг) общественным организациям, созданным с целью проведения оздоровительной деятельности, для их непосредственного использования в благотворительных целях.
А. Горбатенко остановился и на других правовых аспектах финансовой деятельности, а также налоговых проверках, подробно ответив на многочисленные вопросы аудитории. Без сомнения, такая консультация позволит общественным организациям пациентов еще более успешно осуществлять свою деятельность в правовом поле Украины.
Вторая часть мероприятия была посвящена прикладным вопросам успешной деятельности общественной организации. Об этом шла речь на мастер-классе, проведенном Сергеем Шульгой, менеджером по маркетингу представительства компании «Новартис Фарма Сервисез АГ» в Украине. Как оказалось, подходы, которые можно применить, чтобы сделать свою организацию успешной и узнаваемой, являются во многом общими для фармацевтической компании и общественной организации.
Маркетинг — это процесс обеспечения соответствия между потребностями рынка и возможностями компании, в ходе которого рождается конкурентное преимущество, приносящее прибыль. Вот почему общественным организациям, представляющим украинских пациентов, важно досконально изучить их нужды. Необходимо иметь четкое понимание того, в чьих интересах осуществляется деятельность, а также миссии и роли отдельно взятой общественной организации. Кроме того, важно иметь четкое видение развития, ставить конкретные цели (стратегические инициативы), планомерно воплощая их в жизнь.
Например, стратегические инициативы общественных организаций могут быть такими:
Из всех инструментов маркетинга приоритетным для общественных организаций является ее продвижение, в частности пиар (с англ. public relations — связи с общественностью). Это форма пропаганды, призванная создать общественное мнение о чем-либо. С точки зрения этики целесообразно использовать белый пиар, базирующийся на открытости и ориентированный на преимущества конкретной общественной организации.
Одним из ключевых моментов в маркетинге является понимание потребностей клиентов и определение целевой аудитории. Для ассоциаций пациентов это, прежде всего, собственно сами пациенты, а также врачи, врачебные ассоциации, ключевые лидеры мнения, центральные и региональные государственные органы, фармацевтические компании, аптечные учреждения.
Для успешного продвижения общественной организации необходимо уделять много внимания коммуникации с целевой аудиторией, максимально привлекая СМИ, организовывая различные акции и школы для пациентов.
В ходе практической части участникам пресс-конференции было предложено сформулировать миссию, позиционирование, стратегические инициативы для общественной организации, которую они представляют.
Таким образом, День социального партнерства в Украине, проходивший при поддержке «Новартис», позволил расширить перспективы сотрудничества между фармацевтической компанией и общественными организациями, а также решить ряд прикладных вопросов и проблем, с которыми ассоциации пациентов ежедневно сталкиваются в своей деятельности.